УДК 004.8

КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ЭКСПЕРТНЫХ СЕТЯХ

В.А. Степаненко, А.М. Кашевник, А.В. Гуртов

Аннотация


В настоящее время в условиях нестабильной экономики организациям крайне важно эффективно управлять кадровыми ресурсами и знаниями, которыми обладают сотрудники. Для управления знаниями кадровых ресурсов в последние годы широко применяются соответствующие информационные системы (системы управления компетенциями). Такие системы активно используются для автоматизации процесса поиска экспертов при совместном решении задач. Целью данной статьи является анализ существующих систем управления компетенциями: выявление основных сценариев использования таких систем и требований к ним, а также разработка концептуальной модели системы контекстно-ориентированного управления компетенциями в экспертных сетях. В результате анализа существующих систем был сформулирован список основных требований к системам управления компетенциями, разработана концептуальная модель системы контекстно-ориентированного управления компетенциями в экспертных сетях, а также произведена классификация видов контекста, используемого для формализации текущей ситуации в экспертной сети. В статье была предложена модель контекста в рамках которой различается: контекст участника, контекст актива и контекст проекта. Для оценки эффективности предложенной концептуальной модели системы контекстно-ориентированного управления компетенциями в экспертных сетях в статье была рассмотрена задача поиска группы экспертов с необходимым набором компетенций. Анализ показал, что при небольшом количестве экспертов в системе управления компетенциями эффективна будет классическая система, но с ростом количества экспертов предложенная система показывает лучшие результаты. Представ-ленная в статье концептуальная модель системы контекстно-ориентированного управления компетенциями является многообещающей для использования для современных организаций как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова


системы управления компетенциями; экспертные сети; компетенции; знания

Полный текст:

PDF

Литература


  1. Miranda S., Orciuoli F., Loia V. Sampson D., An ontology-based model for competence management // Data & Knowledge Engineering. 2017, Vol. 107, pp. 51–66.
  2. Орешин А.Н., Лысанов И.Ю. Новый метод автоматизации процессов аутен-тификации персонала с использованием видеопотока // Труды СПИИРАН. 2017. Вып. 54. C. 35-56.
  3. Бирюков Д.Н., Ломако А.Г., Жолус Р.Б. Пополнение онтологических си-стем знаний на основе моделирования умозаключений с учетом семантики ролей // Труды СПИИРАН. 2016. Вып. 47. C. 105-129.
  4. Luis J., Kich M., Barbosa D., Zanela A. Klein, Rigo S.J. DeCom: A model for context-aware competence management // Computers in Industry. 2015. vol. 72. pp. 27–35.
  5. Krogstie J., Requirement Engineering for Mobile Information Systems // REFSQ'01 (Seventh International Conference on Requirements Specification as a Foundation for for Software Quality), Interlaken, Switzerland, June 2001.
  6. Niemi E., Laine S. Designing a Competence Management System ‘Knome’ for a Knowledge-Intensive Project Organization // Conference: DESRIST 2016, At St. John's Canada, 2016 vol. 7.
  7. Niemi E., Laine S. Competence Management as a Dynamic Capability: A Strate-gic Enterprise System for a Knowledge-Intensive Project Organization // Con-ference: Hawaii International Conference on System Sciences, At Kauai, Ha-waii, USA, January 2016, Finland.
  8. Kew C. The TENCompetence Personal Competence Manager, 2007. Available at: www.ceur-ws.org/Vol-280/p08.pdf (accessed 04.04.2018)
  9. Vogten H., Koper R., Martens H., Bruggen J. Using the Personal Competence Manager as a complementary approach to IMS Learning Design authoring // In-teractive Learning Environments, vol. 16, No. 1, April 2008, pp. 83–100.
  10. Smirnov A., Kashevnik A., Balandin S., Baraniuc O., Parfenov V. Competency Management System for Technopark Residents: Smart Space-Based Approach // Internet of Things, Smart Spaces, and Next Generation Networks and Sys-tems. 2016. Springer, LNCS vol. 9870. St. Petersburg, Russia. pp. 15–24.
  11. Gordeev B., Baraniuk O., Kashevnik A., Web-Based Competency Management System for Technopark of ITMO University // Proceedings of the 18th Confer-ence of Open Innovations Association FRUCT 2016, pp. 463-466.
  12. Colucci S., Tinelli E., Di Sciascioc E., Doninia F.M. Automating competence management through non-standard reasoning // Engineering Applications of Artificial Intelligence 2011, vol. 24, pp. 1368–1384.
  13. Colucci S., Di Noia T., Di Sciascio E., Donini F.M., Ragone A., Measuring core competencies in a clustered network of knowledge // Knowledge Management: Innovation, Technology and Cultures, Innovation and Knowledge Manage-ment, vol. 6. World Scientific, 2007, pp. 279–291.
  14. Tinelli E., Colucci S. Donini F., Sciascio E., Giannini S. Embedding semantics in human resources management automation via SQL // Applied Intelligence. Vol 46(4), 2016, pp. 952–982.
  15. Tinelli E., Cascone A., Ruta M., Di Noia T., Di Sciascio E., Donini F.M., I.M.P.A.K.T.: an innovative, semantic-based skill management system exploit-ing standard SQL // Conference: ICEIS 2009 - Proceedings of the 11th Interna-tional Conference on Enterprise Information Systems, vol. AIDSS, May 6-10, 2009.
  16. Miranda S., Orciuoli F., Loia V., Sampson D. An Ontology-based Model for Competence Management // Data & Knowledge Engineering, 2016.
  17. Draganidis F., Chamopoulou P., Mentzas G. An Ontology Based Tool for Competency Management and Learning Paths // 6th International Conference on Knowledge Management, I-KNOW 06, 2006, pp. 1-10.
  18. Tripathi K., Agrawal M., Competency Based Management In Organizational Context: A Literature Review // Global Journal of Finance and Management, vol. 6, Number 4, 2014, pp. 349-356.
  19. Hintringer S., Nemetz M., Process driven Competence Management: A Case Study at Hilti Corporation // Conference: 6th Conference on Professional Knowledge Management: From Knowledge to Action, February 21-23, 2011.
  20. Alegre U., Augusto J.K., Clark T., Engineering Context-Aware Systems and Applications: A survey // The Journal of Systems & Software, vol. 117, July 2016, Pages 55-83.


Виктория Александровна Степаненко - магистрант кафедры информационных систем, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).
Область научных интересов: бизнес-аналитика, системы управления компетенциями.
Число научных публикаций: 1.

Адрес (E-mail): viktory.stepanenko@gmail.com
Почтовый адрес: Кронверкский пр., 49, Санкт-Петербург, 197101
Телефон: +7(812)328-8071
Факс: +7(812)328-0685


Алексей Михайлович Кашевник - к-т техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории интегрированных систем автоматизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН).
Область научных интересов: управление знаниями, управление компетенциями, облачные среды, человеко-машинное взаимодействие, робототехника, профилирование, онтологии, интеллектуальные пространства.
Число научных публикаций: 200.

Адрес (E-mail): alexey@iias.spb.su
Почтовый адрес: 14-я линия, 39, Санкт-Петербург, 199178
Телефон: +7(812)328-8071
Факс: +7(812)328-0685


Андрей Валерьевич Гуртов - Ph.D., профессор, профессор кафедры компьютерных и информационных технологий, Линчёпингский университет.
Область научных интересов: сетевая безопасность, индустриальный интернет, кибер-физические системы.
Число научных публикаций: 200.

Адрес (E-mail): andrei.gurtov@liu.se
Почтовый адрес: SE-581 83, Линчёпинг, Эстергётланд, Швеция
Телефон: +46 13 28 47 02




DOI: http://dx.doi.org/10.15622/sp.59.7